ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ-БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

ДЛО. История проекта.

Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО)

-  один из наиболее масштабных проектов, когда-либо реализованных  в отечественном здравоохранении.  За период 2005-2007 гг. пациентом   отпущено лекарственных средств (ЛС) на общую сумму около 151 млрд. руб.

Программа обеспечила доступность дорогих жизненно важных препаратов, улучшила качество и продолжительность жизни по ряду нозологий ( гемофилия, рассеянный склероз и др.- так наз. «Семь нозологий»), оказала положительное влияние на темпы роста фармрынка и его ассортимент. С другой стороны, в ходе реализации Программы обнаружились  недостатки и серьезные ошибки, не раз Программа была в кризисном состоянии.  Тем не менее,  Программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан (ОНЛС) реализуется уже четыре года.

Проект программы ДЛО появился осенью 2004 года в рамках подготовленной правительством программы монетизации существовавших до этого натуральных льгот. Функционирование программы из-за нехватки времени на ее разработку не заладилось с самого начала. По закону о монетизации 14,23 миллиона федеральных льготников с 1 января 2005 года начали получать набор из трех социальных услуг - проездного на пригородный железнодорожный транспорт, путевки на санаторно-курортное лечение и лекарств. По этому же закону из ежемесячных выплат в размере от 500 до 2 тысяч рублей у гражданина, получающего такую помощь, автоматически удерживалось 450 рублей в зачет стоимости соцпакета. Из этой суммы 350 рублей составляла стоимость лекарств.

Эта цифра была взята наобум, потому что у государственных органов, отвечающих за реализацию программы, отсутствовала достоверная информация о количестве льготников в регионах, а главное, о реальном спросе льготных категорий граждан на лекарственные препараты.

Количество льготников было оценено в 14,7 миллиона человек, из которых 80 процентов составляли инвалиды I - III групп. Из расчета 350 рублей в месяц на одного льготника путем умножения на число граждан был сформирован бюджет программы ДЛО на 2005 год - 50,8 миллиарда рублей.

Недостаточная подготовка программы сразу же сказалась и на снабжении льготников лекарствами. В аптечных и медицинских учреждениях, задействованных в программе ДЛО, отсутствовало необходимое программное обеспечение для ведения предусмотренной отчетности, сказался и недостаточный уровень квалификации персонала. Рецепты оформлялись с нарушениями, и территориальные отделения Фонда обязательного медицинского страхования просто отказывались производить по ним оплату. Дистрибьюторам, на тот момент поставляющим лекарства вне зависимости от правильности выписки рецепта (таковы были правила госконтрактов: сначала обеспечить все поступившие заявки на лекарства, а затем получить оплату за акцептованные рецепты), пришлось вложить несколько десятков миллионов долларов в создание компьютерной системы учета отпуска лекарств.

Более или менее наладить поставки удалось только к концу года. По итогам работы программы ДЛО в 2005 году дистрибьюторами было поставлено в регионы лекарств на сумму 46 миллиардов рублей, из них получено и оплачено препаратов на 41 миллиард рублей. Таким образом, реально было освоено только 80 процентов из выделенных на программу 50,8 миллиарда рублей. Средняя стоимость рецепта составила 261 рубль.

"Бодрое" начало привело к массовому отказу льготников от лекарственного обеспечения в пользу денежных выплат. К концу 2005 года от получения лекарств отказались 6,8 миллиона человек, то есть почти половина (46 процентов) внесенных в списки льготников в начале года.

Выход половины льготников нарушил главный принцип страховой системы - относительно здоровые платят за больных. Получить на руки деньги взамен лекарств  предпочли те, кто практически не болел или просто не обращался к врачам. Те же, кто болел постоянно и тяжело, в системе остались. Но меньшее количество граждан РФ, имеющих право на получение государственной социальной помощи, потребляло большее количество лекарственных средств. Больные, страдающие, например, онкозаболеваниями, гемофилией, рассеянным склерозом и другими недугами, составляли около 3 процентов в общей доле всех льготников, а на их обеспечение расходовалось до 60 процентов средств, выделяемых по программе ДЛО.  

В 2006 году в системе осталось 7,9 миллиона человек, и министерство финансов автоматически пропорционально снизило финансирование бесплатных лекарств. На 2006 год вместо 50,8 миллиарда рублей, выделенных в 2005 году, ФОМС получил только 29,6 миллиарда плюс 4,5 миллиарда рублей у него осталось с переходящей суммы 2005 года. Оказавшаяся в распоряжении ФОМС сумма в размере 34,1 миллиарда рублей составила лишь 67 процентов от той суммы, которая была запланирована в 2005 году.

В то же время количество выписанных бесплатных лекарств не уменьшилось, а стоимость одного рецепта возросла более чем в два раза и составила уже 549 рублей. Несмотря на то что по итогам работы программы ДЛО в 2006 году было выписано на 15,5 процента рецептов меньше, чем в 2005 году, их общая стоимость составила более 70 миллиардов рублей. А это на 60 процентов превысило показатели 2005 года. Таким образом, выписку лекарств и бюджетирование программы в течение года не удалось свести воедино.

 Профильные министерства начали предпринимать активные попытки сэкономить средства, при этом качество лекарственного обеспечения льготников отошло на второй план. Прежде всего чиновники прибегли к корректировке списка лекарств, выписываемых в рамках программы. В 2006 году список изменялся шесть раз. В угоду экономии пришлось пожертвовать импортными дорогостоящими препаратами. Это вызвало крайне негативную реакцию врачей и льготников - многие из препаратов просто нечем было заменить. Зачастую пациенты были вынуждены отказываться от показанных им препаратов, полностью или частично изменяя назначенные врачом схемы лечения. В результате лечение в лучшем случае оказывалось малоэффективным, в худшем - вредным: из-за смены препаратов состояние здоровья пациентов резко ухудшалось.

Поставщикам же еще раз на деле продемонстрировали "партнерские" отношения - после сокращений перечня лекарственных средств они остались с нереализованным товаром и неоплаченными поставками. По мнению представителей дистрибьюторских компаний, доля исключенных лекарств на региональных складах доходила до 30 процентов. Большая часть товара была потеряна из-за ограниченных сроков годности и сложной процедуры возврата товара на центральные склады.

Начиная с третьего квартала, когда дистрибьюторы стали поставлять лекарства только исходя из суммы квартальной заявки региона, стало понятно, что выписку нужно как-то контролировать, иначе количество отложенных и неотоваренных рецептов превысит все возможные пределы. Была предпринята попытка установления контроля за выпиской рецептов. В ряде регионов врачей негласно ограничили в сумме лекарств, выписанных в одном рецепте, а кое-где врачам предложили выписывать рецепты только при наличии лекарств в аптеках. Однако это уже не спасло программу от финансового краха: на деле добиться соответствия выписки бюджету так и не удалось. В итоге 100 процентов выделенных на ДЛО средств были израсходованы в течение первого полугодия.

Разразилась финансовая катастрофа. По итогам 2006 года в территориальных отделениях фонда были приняты к оплате рецепты на сумму более 70 миллиардов рублей. Но в итоге на покрытие расходов по ДЛО-2006 из бюджета было выделено лишь 50 миллиардов рублей. А поскольку частные компании не могли до бесконечности работать в долг, неотоваренными остались многие рецепты, выписанные врачами. Региональные фонды обязательного медицинского страхования были атакованы гражданами, безуспешно пытающимися получить необходимые для лечения препараты.

На конец года дефицит средств фонда перед поставщиками и производителям за уже поставленные льготникам лекарства составил более 20 миллиардов рублей.

 Причиной перерасхода бюджета было названо завышение цен на лекарства, поставляемые в рамках программы. Отпускные цены производителей и оптово-розничной надбавки поставщиков регулируются Росздравнадзором. С одной стороны, это действительно дает возможность добиваться от производителей снижения цен на лекарства, с другой - производители ограничены в своих возможностях по снижению цены - они закладывают в нее риски инфляции (по государственным контрактам отсрочки платежа составляют не менее 180 дней, а на практике - более года).

Также при определении надбавок к цене чиновниками не учитывалась и стоимость логистических услуг дистрибьюторов. Ценообразование является компетенцией министерства, последний пример тому - приказ об установлении торговых надбавок, подписанный руководителем Росздравнадзора Юргелем в мае 2007г. Согласно документу размер наценок на ряд лекарственных средств был снижен.

При обычном обороте лекарственных средств участники фармацевтического рынка могут использовать инструменты рыночной экономики, как-то: получение скидок в зависимости от размера закупаемой партии, снижение цены за счет сделанной предоплаты, прогнозирование и контролирование финансовых потоков и др., что в случае с реализацией программы ДЛО не представляется возможным. Но значительная задержка оплаты (на коммерческом рынке она не может быть больше 60 дней) приводит к тому, что порядка 150 препаратов по программе ДЛО стоят дороже, чем на коммерческом рынке.

 Спасти ситуацию поможет только решение застарелых проблем, прежде всего приведение в соответствие прогнозов выписки и бюджета. Также очевидно, что принципы функционирования программы должны быть прозрачны и понятны тем, для кого она реализуется, то есть льготникам

Кризис программы ДЛО в 2006 г. и в начале 2007г. выявил определенные недостатки системы льготного обеспечения (отсутствия достаточного контроля за расходом бюджетных средств, несовершенный механизм определения реальных потребностей пациентов и др.) и потребовал экстренных решений, направленных в первую очередь на предотвращение угрозы дефицита ЛС для льготников.

В сложившейся ситуации субъектам РФ были даны полномочия на проведения аукционов по размещению государственного заказа на поставку ЛС, необходимых отдельным категориям граждан в 2008 г. Средства на оплату государственных заказов будут выделены из бюджета ФФОМСа на 2008 г.и направлены в территориальные фонды ОМС.

Другой мерой, направленной на сохранение финансовой стабильности ДЛО, было выделение в отдельную группу пациентов с заболеваниями, требующей дорогостоящей терапии (гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, онкогематология,  рассеянный склероз, после трансплантации органов и\или  тканей*. При этом возможность получения профильного лечения не зависит от  наличия у пациента права на государственную социальную помощь.  

На российском фармацевтическом рынке начинается борьба за новый большой государственный заказ. В ближайшие дни Минздравсоцразвития объявит начало закупочной кампании по лекарственным препаратам, применяемымдля лечения редких хронических заболеваний -- гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, миелолейкоза, рассеянного склероза, а также для терапии после трансплантации органов и тканей. В следующем 2009 году государство намерено потратить на эту группу пациентов более 47 млрд руб. Сумма беспрецедентная, если учесть, что предназначена она для пациентов, число которых, по оценкам Минздравсоцразвития, составляет около 50 тыс. человек. В 2008 году бюджет программы, запущенной в первый раз, составил 33 млрд рублей.

Тем не менее разбрасываться деньгами чиновники, по их уверениям, не намерены. Обеспечить эффективное расходование государственных средствво время нынешней закупочной кампании, как и во время предыдущей, призвана сама система отбора поставщиков. Закрепленный в законодательстве аукционный принцип позволяет Минздравсоцразвития заключать контракты только с теми поставщиками, которые предлагают наименьшую цену на свой препарат. Правда, специфика дорогостоящих нозологий заключается как раз в том, что для их лечения в большинстве случаев используются инновационные дорогостоящие лекарственные средства иностранного производства. Почти все они еще находятся под патентной защитой и не имеют дешевых аналогов.

 

К этому ли стремились идеологи реформы системы социальной защиты или к тому, чтобы решить вопрос обеспечения социально незащищенных категорий граждан высокоэффективными препаратами? Не хочется думать, что предоставленная льготникам возможность выбора означает только одно: освобождение государства от социального бремени в лице своих больных сограждан

АНАЛИТИКА из СМИ

по вопросу участия Правительства в Программе ДЛО и дорогостоящего лечения, охватывающего период 2004 - 2008 г.г.

 

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/virtwww/w_ms2002_b6d4a6a7/http/templates/ms2002/warp/systems/joomla/layouts/article.php on line 197