ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ-БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

Обзор прессы. Март 2009 (окончание)

Федеральные новости

ФАС усилит контроль над рынком лекарств.

Из федерального бюджета в регионы может быть дополнительно выделено 30-50 млрд руб. на обязательное медстрахование 

Минздравсоцразвития РФ предлагает ввести обязательную регистрацию предельных цен на лекарства, являющиеся жизненно необходимыми.

Правительство РФ озвучило меры по стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения.

Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме.

Приоритетный остаток. Татьяна Голикова назвала несокращаемые статьи расходов.

ФАС и Росздравнадзор намерены разработать единый законопроект, регулирующий вопросы госконтроля и надзора в сфере здравоохранения.

Залечивают цены.    Правительство подготовит документы, ужесточающие регулирование цен на лекарства, до начала лета. Под контроль государства попадет 44% фармацевтического рынка, подсчитывают аналитики..

Алексей Кудрин: Правительство РФ предусматривает резерв в 125 млрд. руб. для мер социальной политики.

Виктор Христенко: Решать задачи контрактного производства лекарств в России нужно уже сегодня.

Законопроект о лекарственном обеспечении сельских жителей будет вынесен на обсуждение депутатов Госдумы в начале мая 

Росздравнадзор предлагает антикризисные меры в сфере обеспечения граждан доступными по цене и ассортименту лекарственными средствами.

Нацпроект "Здоровье" будет продолжен, население будет лучше обеспечено лекарствами.

Региональная наценка.  Президент признал необходимым снижать цены на лекарства.

Региональные новости.

Ярославская область: 159,2 млн. руб. будет затрачено в 2009 г. на лекарства для льготников, имеющих право на их получение в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 890.

Увеличен лимит на обеспечение льготными дорогостоящими лекарствами пациентов Псковской области.  

Анонсы.

Анонс: Пресс-конференция «Лекарственное обеспечение в экономический кризис».

Новости компаний.

Ассоциация Российских фармацевтических производителей расширяет свое влияние.

Международный фармрынок.

Nycomed: компания занята именно поиском партнера для продвижения препарата Daxas в США..

Nycomed ищет покупателя или партнера.

Разное.

Адвокаты: «Следствию нужные были признательные показания по делу о коррупции в ФФОМС».

Федеральные новости

ФАС усилит контроль над рынком лекарств

17:17 20.03.2009

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ намерена усилить контроль над рынком лекарств в части выявления ценовых сговоров. Об этом сегодня в ходе интернет-конференции сообщил глава ведомства Игорь Артемьев.

По его словам, в этом секторе велика вероятность ценовых сговоров. В частности, ведомство не исключает, что данную практику привносят иностранные компании.

Он признал, что пока ФАС недостаточно плотно занимается фармацевтическим рынком, но пообещал усилить контроль в этой отрасли. "Мы будем очень серьезно заниматься этим рынком, но пока сделали на нем очень мало", - сказал И.Артемьев.

Ранее президент РФ Дмитрий Медведев предложил декларировать отпускные цены на лекарственные препараты. Такая мера позволила бы получить "более или менее ясную картинку, сколько стоит тот или иной препарат".

Особое внимание президент предложил уделить росту цен на импортные лекарственные средства. Он призвал губернаторов регионов разобраться с тем, чтобы надбавки на импортные и отечественные препараты "находились в каких-то разумных рамках". "Если они этого не сделают, будут разбираться правоохранительные органы. Это я обещаю", - добавил президент, отметив, что поставляющие лекарства в регионы посредники также "должны иметь совесть".

Президент подчеркнул, что бесконтрольного роста цен на лекарства государство не допустит. "Государство не имеет права не контролировать этот вопрос, потому что это вопрос жизни огромного количества людей", - заключил президент.

Источник: top.rbc.ru

Из федерального бюджета в регионы может быть дополнительно выделено 30-50 млрд руб. на обязательное медстрахование

14:50 20.03.2009

Об этом заявила 20 марта министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова журналистам. "Мы предусматриваем возможность в случае существенного выпадения доходов территориальных фондов ОМС направить из резервов федерального бюджета дополнительные средства в Федеральный фонд ОМС, - отметила министр. - Что касается наших оценок, то возможные объемы нами оцениваются от 30 до 50 млрд руб.".

По словам Т. Голиковой, "в сегодняшних условиях мы наблюдаем картину, когда в ряде субъектов РФ в связи с возникшей экономической ситуацией не выполняются плановые показатели по доходам не только бюджетов регионов, но и бюджетов территориальных фондов ОМС, которые как раз реализуют программу бесплатной медицинской помощи населению".

Министр напомнила, что накануне на заседании правительства РФ было принято два принципиальных решения. Первое - "мы компенсируем Фонду ОМС 17,1 млрд рублей возможных выпадающих доходов, которые будут направлены на цели выравнивания территориальных программ Фонда ОМС", сказал министр. Вторым решением является то, что в случае существенного выпадения доходов территориальных Фондов ОМС из федерального бюджета поступят средства в размере от 30 до 50 млрд руб.

Источник: www.ami-tass.ru

Минздравсоцразвития РФ предлагает ввести обязательную регистрацию предельных цен на лекарства, являющиеся жизненно необходимыми

13:48 20.03.2009

Минздравсоцразвития РФ предлагает ввести обязательную регистрацию предельных цен на лекарства, являющиеся жизненно необходимыми. Об этом заявила сегодня, 20 марта, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова на расширенном заседании коллегии ведомства.

"Нами будет внесено предложение в правительство РФ о расширении полномочий Росздравнадзора в части контроля за ценами на жизненно необходимые лекарства в аптеках и медицинских учреждениях", - сказала министр. "Для стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения планируется провести несколько мероприятий", - сообщила Т. Голикова. В частности, по ее словам, предлагается ввести "обязательную регистрацию предельных отпускных цен производителя на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых". Кроме того, как сообщила Т. Голикова, "в самое ближайшее время Перечень жизненно необходимых лекарственных средств будет пересмотрен".

Министр также сообщила, что уже с мая ведомство намерено "организовать мониторинг за соблюдением дистрибьюторами и аптечными организациями установленных оптовых и розничных торговых надбавок на все лекарства в регионах". По ее словам, в целях сохранения физической доступности традиционно потребляемых населением России лекарств в аптечной сети предусматривается "пересмотреть действующий Минимальный ассортимент лекарственных средств, обязательный для наличия во всех аптеках на территории страны".

Источник: www.ami-tass.ru

Правительство РФ озвучило меры по стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения

09:55 20.03.2009

Наряду с другими приоритетами, заявленными в Программе антикризисных мерах Правительства РФ на 2009 г., планируется повышение уровня обеспечения населения страны необходимыми лекарственными средствами. Для этого предусмотрен комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, повышению конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли на международном уровне.

Предусматривается провести упорядочение процессов допуска лекарственных средств к медицинскому применению, контроля их качества, эффективности и безопасности, установления гармонизированных с международными требований к обеспечению качества и безопасности находящихся в обороте на территории Российской Федерации лекарственных средств.

В целом планируемые мероприятия позволят повысить ответственность производителей и дистрибьюторов за качество лекарственных средств при упрощении процедур лицензирования и сокращении административных барьеров в данной сфере.

Для стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения в части обеспечения населения лекарственными средствами планируется:

- ввести обязательную регистрацию предельных отпускных цен производителя на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также пересмотреть данный Перечень;

- обязать органы управления субъектов Российской Федерации минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства;

- организовать мониторинг за соблюдением дистрибьюторами и аптечными организациями установленных оптовых и розничных торговых надбавок на все лекарственные средства в субъектах Российской Федерации;

- в целях сохранения физической доступности традиционно потребляемых населением Российской Федерации лекарственных средств в розничной аптечной сети пересмотреть действующий Минимальный ассортимент лекарственных средств, обязательных для наличия для всех розничных аптечных организаций на территории Российской Федерации.

Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме

09:12 20.03.2009

Правительство определило семь приоритетов работы в кризисных условиях. Они содержатся в представленном 19 марта Антикризисном плане.

В документе отмечается "В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления".

Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4. Кризис – не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.

5. Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.

7. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Полный текст Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год

Приоритетный остаток. Татьяна Голикова назвала несокращаемые статьи расходов

23.03.2009  Время новостей N°47, 23 марта 2009

Даже если размер финансирования медицины и соцподдержки правительству удастся удержать на уровне, заложенном в проекте обновленного бюджета-2009, то денег все равно может не хватить на удовлетворение всех нуждающихся. Поэтому без «четкого определения приоритетов» и «повышения эффективности расходования» в социальной сфере никак не обойтись, предупредила руководителей крупных медицинских учреждений глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Министр в пятницу выступала на расширенном заседании коллегии ведомства.

По сути
, г-жа Голикова довела до подчиненных решения, днем раньше принятые на заседании кабинета министров и зафиксированные в проекте «Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год». Эти меры предусматривают противодействие росту безработицы, усиление социальной защиты граждан с детьми и инвалидов, улучшение лекарственного обеспечения. Но главное -- продолжение масштабных изменений в отечественном здравоохранении, начатых в годы финансового благополучия. «Кризис не является основанием для отказа от принятых социальных обязательств», -- повторила г-жа Голикова главное заклинание последних месяцев.

По ее словам, в первую очередь планируется продолжить нацпроект «Здоровье». Профилактика должна стать абсолютным приоритетом и включать в себя не только диспансеризацию и вакцинацию, но и «масштабную программу по формированию здорового образа жизни». Для этого в региональных лечебно-профилактических учреждениях планируется открыть специальные кабинеты профилактики, в обязанности которых будет входить как санитарно-просветительская деятельность, так и сбор информации по «основным показателям здорового образа жизни». Как предполагают в Минздравсоцразвития, к 2015 году клиническая картина дурных привычек россиян будет полностью описана. Такой подход готовы поддержать и представители медицинского сообщества. «Сегодня в структуре смертности россиян 87% -- это факторы, связанные со злоупотреблением алкоголем», -- пояснил в ответном выступлении председатель комиссии Общественной палаты по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму известный хирург Лео Бокерия. По его словам, в условиях, когда возможности медицины ограничены, крайне важно принять систему оценки здоровья граждан, ввести специальный индекс, как предлагает министерство, и заниматься пропагандой. «Но если до 2015 года мы будем только устанавливать критерии здорового образа жизни, многие до этого не доживут», -- отметил г-н Бокерия.

Вторая затратная статья, которую правительство намерено сохранить, -- лекарственное обеспечение. По словам Татьяны Голиковой, для стабилизации ситуации с ценами на лекарства планируется провести несколько «мероприятий». Среди них обязательная регистрация предельных отпускных цен производителя на жизненно важные препараты, минимализация предельных оптовых и розничных торговых надбавок на уровне субъектов федерации, организация в Федеральной службе по тарифам специального подразделения по мониторингу соблюдения размера этих надбавок. Также планируется пересмотр минимального ассортимента лекарств, который должен быть в каждой аптеке -- последняя мера призвана не допустить «вымывания» недорогих препаратов, которые и при ныне действующих надбавках дистрибьюторам возить в отдаленные регионы не особо выгодно.

Еще одна важнейшая сфера -- высокотехнологичная медицинская помощь, которая сейчас оказывается по квотам. «Высокотехнологичную помощь в 2009 году получит на 30 тыс. человек больше, чем в 2008 году», -- отметила министр, пообещав, что сроки ожидания пациентов в очереди должны сократиться. За счет чего это произойдет, Татьяна Голикова не пояснила. И именно поэтому ее слова не остались незамеченными медиками. «У нас есть прекрасные высокотехнологичные центры, но они не могут тиражировать свой опыт», -- усомнился в способности власти выполнить такое обещание
Лео Бокерия. По его мнению, улучшить доступность дорогостоящей медпомощи можно, только изменив схему распределения денег в сфере высокотехнологичного госзаказа. «Существует институт главных специалистов, а надо бы ввести институт главных лечебных учреждений по каждой специальности. И доверить им контроль за теми огромными средствами, которые сейчас -- мы это точно знаем -- ответственные организации используют совсем не так, как нам хотелось бы», -- дал он свой рецепт. В условиях кризиса споры между медиками и чиновниками от здравоохранения о «высокой» медицине наверняка только обострятся.

Минздравсоцразвития готово увеличивать расходы на один из самых эффективных своих проектов -- стимуляцию рождаемости с помощью родовых сертификатов, всевозможных пособий на детей и материнского капитала. По официальной статистике, в прошлом году в России родилось 1717,5 тыс. детей, что на 6,7% больше, чем в 2007-м. «Сейчас важно закрепить эти результаты через корректировку размера пособий», -- отметила г-жа Голикова. Прежде всего будет «доиндексирован» пакет пособий, связанный с рождением детей (единовременное при рождении ребенка, при постановке на учет в ранние сроки беременности, ежемесячное по уходу за ребенком до 1,5 лет). С 1 января этого года этот «пакет» уже был увеличен на 8,5%, но теперь планируется его перерасчет с повышением на 13%. Также будет пересмотрен размер материнского капитала -- до 312 тыс. 162 руб. Из федерального бюджета на эти цели выделено более 26 млрд руб. Кроме того, дополнительно на увеличение пособий будет выделено около 3 млрд руб. Фонду социального страхования.

Увеличение пособий будет поддержано Государственной думой и беспрепятственно пройдет согласования, уверены в Минздравсоцразвития. «Законопроект об изменении бюджета Фонда социального страхования комитет по бюджету и налогам Государственной думы рассмотрит в начале этой недели, чтобы как можно оперативнее рекомендовать его к первому чтению. Мы все заинтересованы, чтобы законопроект быстрее прошел все необходимые процедуры», -- подтвердила «Времени новостей» и зампред комитета по бюджету и налогам Галина Карелова. Особенно важно, по мнению депутата, раньше возглавлявшей ФСС, что все пособия будут пересчитывать задним числом, т.е. с 1 января этого года.


Галина ПАПЕРНАЯ

ФАС и Росздравнадзор намерены разработать единый законопроект, регулирующий вопросы госконтроля и надзора в сфере здравоохранения

17:42 26.03.2009

В Росздравнадзоре 25 марта под председательством Николая Юргеля и Игоря Артемьева состоялось расширенное совещание с участниками фармацевтического рынка. В заседании приняли участие директор Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития России Диана Михайлова, представители Минэкономразвития России, Счетной Палаты Российской Федерации, фармацевтических производителей, профессиональных и общественных организаций. Обсуждались вопросы совершенствования регистрации и экспертизы лекарственных средств, государственного контроля качества.

Заместитель начальника управления регистрации лекарственных средств и медицинской техники Елена Барманова в своем докладе определила основные направления совершенствования государственной системы регистрации лекарственных средств и рассказала о порядке введения международного формата регистрационного досье в Российской Федерации. Отдельное внимание будет уделено определению правил для регистрации гомеопатических препаратов, препаратов растительного и животного происхождений, а также лекарственных средств, традиционно применяющихся в отечественной медицинской практике, гармонизации с международными требованиями.

Генеральный директор ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Росздравнадзора Сергей Буданов сообщил о проводимой центром работе по совершенствованию процедуры экспертизы лекарственных средств. С 2007 г. проделана большая работа по реструктуризации деятельности центра, позволившая сократить сроки экспертизы на 100 дней. Выполнена централизация всего документооборота, разработана система электронного досье, открыт онлайн-доступ к кабинету заявителя и эксперта, информационная система интегрирована в систему Росздравнадзора. Создана служба контроля качества, экспертные лаборатории которой соответствуют международным требованиям, что было подтверждено европейскими экспертами в феврале 2009 г.

Начальник управления государственного контроля обращения медицинской продукции и средств реабилитации инвалидов Валентина Косенко подробно рассказала о проблемах обеспечения качества и безопасности лекарственных средств. По данным Росздравнадзора на этапе предварительного государственного контроля лекарственных средств в 3 % случаев регистрируется брак по критическим показателям качества. В целом по России снимается с производства до 1% от всех находящихся в обращении лекарств. Основная причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии системы контроля качества на фармацевтических производствах либо ее слабое функционирование, что является проявлением низкой социальной ответственности фармпроизводителей. Руководитель Росздравнадзора Николай Юргель призвал представителей фармрынка к активной работе по построению на производствах эффективных систем контроля качества, а также к включению всех производителей в систему фармаконадзора, создаваемую Службой.

Игорь Артемьев отметил, что ФАС с позиций законодательства о конкуренции намерена принимать активное участие в разработке предложений по созданию единой и сильной системы надзора в здравоохранении, соответствующей стандартам XXI века. Он отметил, что Росздравнадзор в своей работе перешел на новый уровень «беспрецедентной открытости» в работе с общественными организациями. Игорь Артемьев выступил с предложением разработать совместно с Росздравнадзором единый законопроект, регулирующий вопросы государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения и наделяющий Росздравнадзор необходимыми полномочиями и правами для привлечения нарушителей к ответственности и принятия соответствующих мер воздействия. Руководитель ФАС высказал обеспокоенность возникающей на фармрынке тенденцией к образованию картелей и сказал, что подобные действия будут жестко пресекаться. Он также отметил, что основной целью совместной работы с Росздравнадзором является обеспечение прав пациента на возможность выбора продукции того или иного производителя лекарственных средств.

Источник: rznrf.ru

Залечивают цены.    Правительство подготовит документы, ужесточающие регулирование цен на лекарства, до начала лета. Под контроль государства попадет 44% фармацевтического рынка, подсчитывают аналитики

Юлия Шмидт
Ведомости

26.03.2009, №53 (2323)

Ведомостям «удалось ознакомиться с протоколом заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики, где обсуждался рост цен на медикаменты. Существование документа подтвердили представители Минпромторга и Минздрава. По данным DSM Group, только за январь — февраль таблетки подорожали на 5,4% (за весь 2007 год — на 4%).

А потом посмотрят

Мониторингом цен на лекарства и их наличия в аптеках будут заниматься Минздрав, Росздравнадзор, ФАС, служба по тарифам и региональные власти. Они же будут сравнивать цены в России и Европе. Особое внимание при этом должно быть уделено медикаментам, которые производит только одна компания. С 1 июня за ценами на жизненно необходимые лекарства будет следить Росстат.

После совещания первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что необходимо регулировать цены на все препараты, однако в большей части итогового документа речь идет только о жизненно необходимых. Их перечень утверждает Минздрав, на них приходится 35% коммерческого сегмента рынка в стоимостном выражении. По подсчетам DSM Group, в 2009 г. это составит 197,4 млрд руб.

За оборотом жизненно важных лекарств правительство пытается следить и сейчас: производители регистрируют предельные отпускные цены на них, а регионы устанавливают максимально возможные дистрибуторские и аптечные надбавки. В соответствии с информационным письмом Росздравнадзора от 1 марта 2007 г. лекарства из списка жизненно важных с незарегистрированными ценами не могут быть допущены в продажу. Тем не менее пока цены зарегистрированы только на 20% препаратов из перечня, сообщал ранее представитель Минздрава.

Регистрация цен на жизненно важные лекарства будет внесена в лицензионные требования, говорится в протоколе совещания. Обосновывать цены производителям придется, сравнивая стоимость с аналогами в Европе. Проекты необходимых документов должны быть внесены в правительство до начала лета. За продажу лекарств по ценам выше зарегистрированных нарушители должны будут выплатить в бюджет сумму выручки, полученной вследствие завышения стоимости. «Сейчас, регистрируя цены на жизненно важные лекарства, мы раскрываем параметры себестоимости и маржу», — объясняет гендиректор «Нижфарма» Дмитрий Ефимов. Непонятно, с какими именно аналогами государство предполагает сравнивать стоимость лекарств, продолжает он: в России цены на разные препараты в рамках одного международного непатентованного наименования могут отличаться в разы.

Правительство уже влияет на цены при закупке лекарств по госпрограммам, на которые приходится 24% рынка. Если будет ужесточено регулирование жизненно важных, под контроль попадет 44% всех продаваемых в России лекарств (в денежном выражении), подсчитал Александр Кузин из DSM Group. По его мнению, предложенные правительством ограничения помогут избежать ажиотажного роста цен в два-три раза, но не 20-30%-ной инфляции — у нее другие причины: девальвация рубля и уменьшение доступности кредитных средств

Алексей Кудрин: Правительство РФ предусматривает резерв в 125 млрд. руб. для мер социальной политики

09:43 26.03.2009

Правительство РФ предусматривает резерв в 125 млрд. руб. для мер социальной политики и ряда других. Об этом журналистам сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин 25 марта.

Он отметил, что из этой суммы возможно предоставление трансферта Пенсионному фонду РФ в сумме до 25 млрд. руб. на возмещение потерь при инвестировании Пенсионным фондом РФ страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Кроме того, средства зарезервированы на реализацию территориальных программ государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи российским гражданам, также на увеличение пенсий, пособий и социальных выплат пенсионного характера, в том числе военнослужащих, на предоставление межбюджетных трансфертов регионам на лекарственное обеспечение, на финансовое обеспечение закупки лекарственных средств и иные меры социальной политики.

"Эти средства пока не распределены", - отметил Кудрин.

Источник: rosfincom.ru

Виктор Христенко: Решать задачи контрактного производства лекарств в России нужно уже сегодня

12:34 25.03.2009

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко посетил фармацевтический завод «Сердекс» (г. Софьино, Московская обл.). На совещании с руководством предприятия обсуждались вопросы развития контрактного производства в России и совершенствования нормативно-правового регулирования сферы обращения лекарственных средств.

Министр отметил, что «это, безусловно, важное направление деятельности. Этому аспекту в Стратегии развития фармацевтической промышленности России уделено особое внимание», а учитывая вновь приобретенные функции регулирования ввоза-вывоза продукции, решение этой задачи «должно быть начато уже сегодня».

Справочно:

Производственно-процессинговый фармацевтический комплекс «Сердикс» – аффилированное российское предприятие компании «Сервье» – был открыт в июле 2007 г., через два года после начала строительства. Расположен в деревне Софьино Подольского района Московской области на площади 8 га. В настоящее время комплекс включает в себя административный корпус, лабораторию контроля качества сырья и готовой продукции, производственный цех с тремя линиями для выпуска лекарственных средств в таблетированной форме объемом до 30 млн. упаковок в год и склад на 4000 поддономест. По состоянию на январь 2009 г. Группа «Сервье» инвестировала в комплекс около 55 млн. евро, а к 2012 г. планируется довести объем инвестиций до 85 млн.

На сегодняшний день филиал «Сервье» в России уже обеспечивает производство 53% фирменных препаратов компании. Все активные субстанции для производства препаратов поступают с европейских заводов «Сервье». По мере получения разрешительной документации на выпуск препаратов ассортимент продукции «Сердикс» расширится и к концу 2012 г. доля местного производства составит 80% реализуемых в России препаратов Группы «Сервье».

В настоящее время на предприятии работает более 100 человек, причем штат будет увеличиваться по мере расширения производства и перехода сначала на двух, а затем и на трехсменный режим работы. На базе предприятия «Сердикс» создан учебный класс, в котором планируется проводить образовательные и другие мероприятия, связанные с фармацевтикой и здравоохранением.

Источник: www.minprom.gov.ru

Законопроект о лекарственном обеспечении сельских жителей будет вынесен на обсуждение депутатов Госдумы в начале мая

11:34 25.03.2009

Как заявила руководитель рабочей группы, занимающейся разработкой законопроекта, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова, законопроект будет доработан и вынесен на обсуждение в Государственную думу уже в первой половине мая. Ольга Борзова сообщила «ФВ»: «Мы занимается разработкой законопроекта уже 10 месяцев. В рамках принятия документа планируется внести изменения в ряд законов, в частности: «Об охране здоровья граждан», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О лекарственных средствах». Основным положением разрабатываемого законопроекта будет наделение медицинских работников первичного звена – фельдшеров, проживающих в сельской местности, не имеющей на своей территории аптек, правом распространять лекарственные средства среди населения». Напомним, что на сегодняшний день правом реализовывать лекарственную продукцию обладают работники аптек, имеющие профильное образование.

Чиновники признают, что в целом по стране ситуация с лекарственным обеспечением граждан нареканий не вызывает. По словам зам. руководителя Росздравнадзора Елены Тельновой успехов в вопросе лекарственного обеспечения жителей России удалось достичь благодаря тому, что 70% населения проживает в городах, где располагается 86% аптечных организаций. В сельской местности, где проживает 30% граждан, располагается всего 14% аптечных пунктов. «Про этом необходимо учитывать фактор удалённости и неравномерного распределения аптек в сельской местности» - отметила Елена Тельнова.- «Кроме того, если в городе одна аптека обслуживает примерно 1800 жителей, то в сельской местности 3800 жителей. И это притом, что в сельской местности большинство населения пожилого возраста».

Евгений Смирнов

Росздравнадзор предлагает антикризисные меры в сфере обеспечения граждан доступными по цене и ассортименту лекарственными средствами

17:43 24.03.2009

24 Марта состоялось заседание рабочей группы Росздравнадзора по разработке и реализации антикризисных мероприятий в рамках имеющихся полномочий под председательством руководителя ведомства Николая Юргеля.

На заседании были обсуждены предлагаемые Росздравнадзором антикризисные меры в сфере обеспечения граждан доступными по цене и ассортименту лекарственными средствами, выполнения программы государственных гарантий в субъектах Российской Федерации, контроля оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях. Представлены предложения по развитию государственного контроля за качеством, эффективностью и безопасностью медицинской продукции, в том числе с целью недопущения попадания на рынок некачественных и опасных для здоровья лекарственных препаратов, совершенствования системы государственной регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, развития отечественной фармацевтической промышленности.

Росздравнадзором разработаны предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности, обеспечения медицинских работников правом реализации лекарств в сельской местности, ужесточения ответственности при нарушениях законодательства в части обращения лекарственных средств. Особое внимание было уделено созданию резерва медикаментов и обеспечению бесперебойной и эффективной деятельности системы экстренной медицинской помощи населению.

Все предложения Росздравнадзора для включения в антикризисный план Правительства Российской Федерации будут направлены в Минздравсоцразвития России.

Источник: rznrf.ru

Нацпроект "Здоровье" будет продолжен, население будет лучше обеспечено лекарствами

19.03.200919:27

МОСКВА, 19 марта. /ИТАР-ТАСС/. Правительство РФ обещает, что нацпроект "Здоровье" будет продолжен, а население будет лучше обеспечено лекарствами, несмотря на кризисные явления. Об этом говорится в Антикризисном плане, разработанном правительством.

"Получит дальнейшее развитие национальный проект "Здоровье". Основной акцент будет сделан на вопросах формирования здорового образа жизни, который, при активной его пропаганде, должен нивелировать негативные социальные явления, возникающие в условиях экономического кризиса", - отмечается в документе.

"Начатые в 2008 году программы развития системы оказания специализированной сосудистой помощи и совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях будут продолжены", - подчеркивается в Плане. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в проектах, расширится. Развернется работа по оснащению 119 учреждений службы крови, созданию единой информационной базы, пропаганде массового донорства крови.

В 2009 г начнут реализовываться мероприятия по совершенствованию онкологической помощи населению и по обеспечению противотуберкулезной помощи.

Будет проведена дополнительная диспансеризация работающих граждан и углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и /или/ опасными условиями труда, что позволит выявлять социально-значимые заболевания на ранних стадиях для оказания специализированной и высокотехнологичной помощи.

Будет продолжен комплекс мероприятий по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям.

Правительство также ставит задачей "повышение уровня обеспечения населения Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и предусматривает провести комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, повышению конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли на международном уровне".

Предусматривается провести упорядочение процессов допуска лекарственных средств к медицинскому применению, контроля их качества, эффективности и безопасности, установления гармонизированных с международными требований к обеспечению качества и безопасности находящихся в обороте на территории Российской Федерации лекарственных средств.

Правительство рассчитывает, что "планируемые мероприятия позволят повысить ответственность производителей и дистрибьюторов за качество лекарственных средств при упрощении процедур лицензирования и сокращении административных барьеров в данной сфере".

Для стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения в части обеспечения населения лекарственными средствами планируется:

  • ввести обязательную регистрацию предельных отпускных цен производителя на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также пересмотреть данный Перечень;
  • обязать органы управления субъектов Российской Федерации минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства;
  • организовать мониторинг за соблюдением дистрибьюторами и аптечными организациями установленных оптовых и розничных торговых надбавок на все лекарственные средства в субъектах Российской Федерации;
  • в целях сохранения физической доступности традиционно потребляемых населением лекарственных средств в розничной аптечной сети пересмотреть действующий Минимальный ассортимент лекарственных средств, обязательных для наличия для всех розничных аптечных организаций на территории России.

© АМИ-ТАСС.

Региональная наценка.  Президент признал необходимым снижать цены на лекарства

16.03.2009     Время новостей N°42, 16 марта 2009

Государство должно взять под контроль рост цен на лекарства, не прекращающийся последние несколько месяцев. Особенно там, где речь идет о закупке медикаментов на бюджетные средства для программ вакцинации, льготного лекарственного обеспечения и стационаров. О том, что введение некоторых регулирующих мер на фармацевтическом рынке было бы крайне желательной и своевременной мерой, вчера заявил президент России Дмитрий Медведев. Что вывело на новый уровень дискуссию о реорганизации отрасли.

«Я думаю, что мы могли бы сейчас принять решение об обязательном декларировании отпускных цен на наиболее важные препараты, которые поступают в коммерческую аптечную сеть. В этом случае уже на основе деклараций или о ввозе соответствующих препаратов из-за границы, или о внутренних ценах, ценах производителя мы получим более или менее ясную картинку, сколько стоит тот или иной препарат», -- предложил президент, говоря о способах повлиять на конечную стоимость лекарств. До настоящего момента заявлять отпускные цены производители были обязаны только при участии в аукционах по госзакупкам. Для препаратов на коммерческом рынке это была факультативная возможность, которой в реальности производители пользовались редко.

Обязательно фиксировать отпускные цены, чтобы отслеживать ценообразование на всех уровнях -- от таможенного терминала и конвейера завода до прилавка аптеки, на прошлой неделе первой предложила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Как объяснили «Времени новостей» в этом ведомстве, когда отпускная цена не зафиксирована, довольно трудно проверить, какую надбавку сделала компания-дистрибьютор, а затем и розничное звено. Вся цепочка ценообразования оказывается не прозрачной. Да и несмотря на то, что торговые надбавки (оптовые и розничные) законодательно закреплены во всех регионах России, контролировать их сейчас никто не обязан. «Необходимо наделить Федеральную службу по тарифам, а также ее территориальные органы соответствующими полномочиями, чтобы проконтролировать соблюдение размера торговых надбавок», -- считает Татьяна Голикова.

Но даже если продавцов всех уровней обязать соблюдать существующие правила, цены не сильно изменятся. Ведь более 75% всех лекарственных препаратов на российском рынке имеют импортное происхождение. А это значит, что их стоимость напрямую зависит от курса рубля к доллару и евро.

«Нужно посмотреть на весь спектр препаратов, который сегодня завозится и выпускается, и по возможности перейти на производство ряда препаратов в нашей стране», -- еще раз подтвердил курс на скорейшее импортозамещение Дмитрий Медведев. Стоит отметить, что Министерство промышленности и торговли уже подготовило ряд предложений по внесению изменений в законодательство, которые позволят уже со следующего года производить на территории России значительное количество новых препаратов, способных частично вытеснить импортные. В первую очередь, как пояснили в Минпромторге, это касается переориентации программ госзакупок на отечественного производителя. Помимо уже введенной 15-процентной ценовой преференции для наших производителей в ходе закупочных аукционов, министерство планирует облегчить и удешевить местное производство за счет отмены регистрации фармацевтических субстанций. Эта процедура дорогая, забюрократизированная и неэффективная, уверены в Минпромторге.

Но и этих мер может оказаться недостаточно, чтобы через два-три года половина препаратов на рынке оказалась отечественной, а именно такую задачу ставит правительство. «Многие отечественные производители уже сейчас делают лекарства, ничем не уступающие импортным, но на уровне региональных аукционов их просто отсекают», -- рассказал «Времени новостей» генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. По его словам, существует масса примеров, когда регионы закупают более дорогие импортные препараты при наличии на рынке отечественных аналогов. «В 2008 году Красноярский край закупал онкологический препарат производства московской компании «Фармсинтез», и за год не было ни одной претензии по качеству. Тем не менее на 2009 год край закупил аналогичный препарат компании «Янсен-Силаг», который стоит ровно в три раза дороже», -- привел один из них Виктор Дмитриев. «Российские производители лекарств, входящие в РАФП, готовы гарантировать, что два года не будут поднимать цены, если государство обязуется их закупать», -- пояснил эксперт. По его расчетам, экономия от замены хотя бы одного «серьезного» онкологического препарата в государственной программе на отечественный может дать экономию в 400 млн долл. за год.


Галина ПАПЕРНАЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ  

Ярославская область: 159,2 млн. руб. будет затрачено в 2009 г. на лекарства для льготников, имеющих право на их получение в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 890

16:44 23.03.2009

Такая сумма внесена в ведомственную целевую программу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области на 2009 г. По словам директора департамента Игоря Каграманяна, в 2008 г. на лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на получение льготных препаратов в соответствии с постановлением правительства России № 890 от 30.07.1994 г., было направлено 114,6 млн. руб. При этом число рецептов, выписанных на одного человека, составило 8,55 ед. В текущем году на эти цели должны быть выделены 159,2 млн. рублей. Предполагается также, что количество выписанных на 1 человека рецептов составит 8,81 ед. Данная ведомственная целевая программа учитывает использование средств областного бюджета, главным распорядителем которых выступает Департамент здравоохранения и фармации.

Татьяна Торгашова

Увеличен лимит на обеспечение льготными дорогостоящими лекарствами пациентов Псковской области

09:16 27.03.2009

В­ Минист­ерстве здравоохранения и социального развития РФ утверждена заявка Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации на обеспечение льготными лекарствами по дорогостоящим нозологиям во II полугодии 2009 года. Как сообщила заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Наталья Иванова, в соответствии с заявкой количество пациентов, которые будут получать дорогостоящие лекарства, во втором полугодии увеличено.

«Заявка утверждена на большее количество граждан — на 191 пациента - в основном за счет лиц, страдающих рассеянным склерозом и заболеваниями системы крови», - сказала Наталья Иванова. По е­е словам, лимит на дорогостоящие лекарства составляет 77 млн рублей.

В I полугодии за получением лекарств по высокозатратным заболеваниям обратилось 170 человек. На обеспечение этой категории пациентов лекарствами из федерального бюджета выделено 72 млн рублей. Централизованные закупки дорогостоящих лекарств осуществляет Министерство по здравоохранению и социальному развитию РФ. «Ежемесячно дорогостоящие лекарства по разнарядке поступают в субъект федерации для выписки по рецептам», - рассказала Наталья Иванова.

Добавим, в общем перечне льготников на получение лекарств в Псковской области 19 тыс человек. За прошедший период 2009 года отпущено льготных лекарств на 30 млн рублей. В 2009 году субвенция на льготные лекарства по общему перечню составит для области 150 млн рублей. Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации проводит закупку лекарств на условиях конкурса, осуществляя экономию бюджетных средств для обеспечения лекарствами большего количества пациентов.

Напомним, с 2008 года в новых условиях обеспечения льготных категорий граждан лекарствами усилен контроль за реализацией программы, правильностью выписки лекарственных средств, за соответствием рецептов медицинским показаниям. Кроме того, проводится экспертиза эффективности обеспечения льготными лекарствами на территории Псковской области. Итогом реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения можно назвать снижение уровня госпитализации среди категорий населения, пользующихся льготами.

Источник: www.pskov.ru

АНОНСЫ 

Анонс: Пресс-конференция «Лекарственное обеспечение в экономический кризис»

17:22 24.03.2009

26 марта 2009 года в 12.00 состоится пресс-конференция «Лекарственное обеспечение в экономический кризис». Пресс-конференция пройдет по адресу: Москва, ул. Пречистенка 17/9, Независимый пресс-центр, 1 этаж (м. Кропоткинская, рядом с музеем Л.Н.Толстого, вход с Барыковского переулка, в арку после второго подъезда, во дворе налево по лестнице перед парикмахерской).

На пресс-конференции будет обсуждаться возможность создания всеобщего справедливого лекарственного обеспечения. Эксперты расскажут о предложениях принципиальных изменений регуляторной политики. Также будут освещены вопросы неэтичного продвижения лекарств, опасности БАД, значения обществ пациентов и профессиональных организаций.

Участие в пресс-конференции примут заместитель председателя Формулярного комитета РАМН, президент Общества фармакоэкономических исследований профессор П.А.Воробьев, Президент Всероссийского общества гемофилии Ю.А. Жулев, Президент «Общества специалистов доказательной медицины» К.Д.Данишевский.

Аккредитации СМИ и гостей не требуется, регистрация проходит в пресс-центре перед началом пресс-конференции.

Интернет-адрес пресс-центра: www.infolegal.ru, телефон: +7-495-232-28-91.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Ассоциация Российских фармацевтических производителей расширяет свое влияние

15:16 19.03.2009

По оценкам экспертов фармрынка Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) вошла в ТОП 5 наиболее авторитетных и влиятельных общественных организаций на фармрынке по результатам 2008 г. Эти данные приводит ЦМИ «Фармэксперт» в ежегодном проекте «Рейтинг влиятельности» - опросном рейтинге, составленном по итогам интервьюирования респондентов в различных секторах фармрынка - среди представителей науки, госслужащих, представителей российских и иностранных фармпроизводителей, представителей компаний-дистрибьюторов, директоров или заведующих аптеками.

Согласно данным ЦМИ «Фармэксперт» по результатам 2008 года совокупный объем производства компаний-членов Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП) достиг 57% среди российских фармацевтических предприятий.

По итогам 2008 года на долю предприятий-членов АРФП приходится более 72% в общем объеме поставок российских препаратов в рамках программы ОНЛС (ДЛО) и более 46% в общем объеме коммерческого рынка среди российских поставщиков. Компании-члены АРФП активно осваивают и экспортные рынки: доля предприятий-членов АРФП в общем объеме экспорта отечественной фармпромышленности составляет более 38%.

Рост влияния АРФП неразрывно связан с увеличением членства Ассоциации. За 2008 год в состав АРФП вошли еще четыре предприятия. Новые члены АРФП – это как компании с российским капиталом, так и российские производственные подразделения зарубежных фармкомпаний. На сегодня АРФП объединяет ведущие российские фармкомпании, насчитывающие 29 производственных площадок, выпускающие как дженерики, так и оригинальные препараты, готовые формы и субстанции, лекарства и медицинские изделия.

Одна из главных задач АРФП - ведение планомерного диалога с государственными и надзорными органами, фармацевтической общественностью. Представители АРФП принимают участие в совещаниях Минпромторга, Минздравсоцразвития, Росздравнадзора, Контрольного управления Президента РФ, ФАС, Счетной Палаты, работе профильных комитетов Госдумы, Торгово-Промышленной Палаты. Одно из значимых событий для АРФП в 2008 г. стало участие в выездном совещании у Председателя Правительства РФ Владимира Путина в Курске по вопросу о мерах по развития производства медицинских препаратов. В 2008 г. АРФП вошла в состав Европейской ассоциации производителей безрецептурных лекарственных препаратов (AESGP), став первым российским членом AESGP.

Являясь одной из крупнейших отраслевых общественных организаций, АРФП становится консолидирующей силой не только для бизнес-кругов фармацевтической промышленности, но и для всех сторонников структурных изменений и подъема национальной фармпромышленности.

Источник: Пресс-служба АРФП

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАРМ.РЫНОК

Nycomed: компания занята именно поиском партнера для продвижения препарата Daxas в США

16:20 24.03.2009

Сегодня в Wall Street Journal появилась информация о том, что владельцы фармацевтической компании Nycomed рассматривают возможность ее продажи или других вариантов, включая заключение лицензионного соглашения в отношении препарата для лечения ХОБЛ Daxas. Как отметил в телефонном интервью корреспонденту «ФВ» директор по внешним связям Nycomed г-н Тобиас Коттман, в настоящее время компания занята именно поиском партнера в отношении Daxas в США. Он также добавил, что уже получены предложения от ряда компаний, назвать которые он отказался. Что касается продажи Nycomed, г-н Коттман сказал, что исключать этого нельзя, но этот вопрос является прерогативой владельцев компании.

Илья Дугин

Nycomed ищет покупателя или партнера

10:15 24.03.2009

Владельцы частной фармацевтической компании Nycomed, штаб-квартира которой расположена в Швейцарии, ищут потенциального покупателя, сообщает online.wsj.com со ссылкой на информированные источники. Сумма вероятной сделки может составить 10 млрд евро (13,57 млрд долл. США). Nycomed пригласила специалистов американской банковской холдинговой компании Goldman Sachs Group Inc. для начала переговоров с фармацевтическими компаниями, что может привести к продаже компании целиком, а также к заключению лицензионного соглашения в отношении экспериментального препарата для лечения заболеваний легких Daxas или продаже путем IPO. Пока еще слишком рано говорить о потенциальных покупателях, однако, по мнению источников, большинство крупных фармпроизводителей могут проявить интерес к Nycomed. У швейцарской компании хорошо налажен бизнес в России и других странах бывшего СССР, что может заинтересовать крупные фармацевтические компании, которые ищут возможности расширения бизнеса на рынках развивающихся стран. В 2008 г. объем продаж Nycomed упал на 4% – до 3,35 млрд евро. Основной причиной явилась потеря патентной защиты наиболее популярным препаратом компании Protonix в США. Экспериментальный препарат Daxas для лечения ХОБЛ может стать потенциальным блокбастером, если будет одобрен для применения в США и Европе. Nycomed принадлежит нескольким частным инвестиционным компаниям, в т.ч. Nordic Capital и CSFB Alternative Capital. Основным инвестором является Nordic Capital, владеющий около 40% акций швейцарской компании. Средства были инвестированы в 2005 г. Обычно частные инвестиционные компании продают приобретенные ими активы через 3–5 лет после покупки. По мнению источников, владельцы заинтересованы в продаже компании целиком, отчасти потому, что процесс IPO более сложен, а спрос на акции на фоне кризиса мирового финансового рынка резко сократился. По словам представителя Nycomed, поиск партнера в отношении препарата Daxas продолжается, как и запланировано, а решение о продаже компании или IPO будет приниматься ее владельцами. Еще в ноябре 2008 г. исполнительный директор Nycomed Хакан Бьорклунд заявил, что компания рассмотрит возможность IPO, как только рыночные условия улучшатся. Представители Nordic Capital, CSFB Alternative Capital и Goldman Sachs от комментариев отказались. По состоянию на конец 2008 г. сумма долговых обязательств Nycomed составила 4,3 млрд евро. В распоряжении компании 509 млн евро наличными.

Илья Дугин

РАЗНОЕ

Адвокаты: «Следствию нужные были признательные показания по делу о коррупции в ФФОМС»

18:09 23.03.2009

Адвокаты Виталия Смердова о перспективах дела о коррупции в ФФОМС

Публичные слушания по громкому делу о коррупции в Федеральном фонде ОМС в Мосгорсуде идут с начала марта. Пока процесс только набирает обороты и «белых пятен» в этом деле остается немало. Одним из таких пробелов стало заключение под арест в августе 2007 г. сначала свидетеля, а затем и обвиняемого экс-генерального директора ЦВ «Протек» Виталия Смердова. Обозреватель «ФВ» Ольга Макаркина встретилась с участниками процесса по делу ФФОМС, адвокатами бюро «Система защиты» Владом МУСИЯКА и Алексеем СЕМЕНОВЫМ, которые рассказали, как удалось освободить их подзащитного Виталия Смердова, проведшего 225 дней в СИЗО, под залог, и почему они считают обвинения, предъявленные своему клиенту абсурдными.

-- Ваш подзащитный был задержан по подозрению в даче взятки сотрудникам ФФОМС 15 августа 2007 г.. Санкция на арест была выдана на следующий день Басманным судом. Как следствие мотивировало изменения статуса Виталия Смердова по этому делу со свидетеля на подозреваемого?

Влад Мусияка: Вы знаете, никак. Виталий Смердов был арестован в день своего рождения (что особенно ценично). Обычно задержание происходит на 48 часа, предъявляется обвинение, после чего следствие обращается с ходатайством в суд об избрании меры пресечения, если мера пресечения связана с лишением свободы. В прокуратуру приехал я с Эдуардом Сафронским (еще один адвокат Виталия Смердова). Следователем был задан вопрос, может ли г-н Смердов рассказать что-то новое по делу ФФОМС. Замечу, что до этого момента следователь вызывал нас регулярно и от допросов наш подзащитный не уклонялся. Виталий Леонидович начал рассказывать, как работает компания, как происходят поставки лекарств. Однако, следователь его прервал и заметил, что им это не интересно. Следователь сообщил, что принято решение о его задержании. Следственный комитет при Генпрокураторе (следователь) предъявил обвинение Виталию Смердову в присутствии адвокатов, после чего он был задержан.

Уже спустя 3 часа после предъявления обвинения с нашим подзащитным мы были в Басманном суде, где слушалось ходатайство следователя об избрании Смердову меры пресечения в виде содержания под стражей. Процесс прошел быстро, аргументированные доводы защиты о том, что подзащитному нецелесообразно выбирать избирать такую меру пресечения, как содержание под стражей судом услышаны не были. Вся процедура заняла не более получаса. Смердову была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Г-н Смердов сразу же был направлен в СИЗО «Матросская тишина». В рамках осуществления следственных действий мы знакомились с постановлениями о назначении экспертизы, с результатами проведенных экспертиз. Наш подзащитный совершенно не понимал, почему он находится в тюрьме и что ему вменяют, да и сейчас он этого понимает. Этим можно объяснить тот факт, что «вразумительных показаний» следствию он и не мог дать. Правда, какие показания были нужны следствию, мне, например, совершенно не понятно.

Алексей Семенов: Ну, почему же. Следствию нужные были признательные показания.

В.М.: Вообще все следственные действия сводились только к формальному ознакомлению с результатами экспертизы, каких-то аудио и видеозаписей, которые никто на тот момент не видел и не слышал.

-- В Матросской тишине он сидел на общих основаниях или в так называемой VIP-камере?

В.М.: Виталий Смердов сидел на общих основаниях. Сначала он был помещен в камеру, где находилось порядка 30-40 человек, после был переведен в камеру, в которой находилось 4 человека. Кстати, хроническое заболевание сердца у Виталия Леонидовича обострилось после ареста. Подчеркну, что это не была позиция защиты – откосить, приболеть, «вдруг тебя отпустят». Ему действительно было плохо, он нуждался в помощи, в стенах изолятора, получить которую просто невозможно. Так устроена российская тюремная система: сначала нужно умереть, после чего тебя провезут в морг через тюремную больницу. У него постоянно прыгало давление. Вообще заключение -- это огромный стресс для человека.

-- Вы предпринимали несколько попыток освободить своего подзащитного под залог. Однако долгое время изменить меру пресечения не получалось. Почему?

В.М.: За это время срок содержания под стражей продлевался по ходатайствам следствия. Для чего прокурорскому следствию это было нужно, остается догадываться. Но вывод напрашивается сам собой: вдруг сломается, скажет то, что нужно… Мера пресечения продлевалась все время в Басманном суде, а мы обжаловали решение в городском суде. Писали жалобы в надзорную инстанцию. По истечению максимального срока нахождения под стражей именно по этой статье 6 месяцев уголовный процессуальный кодекс говорит о том, что если следствие желает, чтобы обвиняемый находился под стражей, то необходимо это делать в вышестоящем суде. В данном случае, это Мосгорсуд. Басманный суд в очередной раз продлил срок ареста до 10 февраля 2008 г. Вообще все заявления защиты судом может быть и принимались, и судьи и по-человечески все понимали… Но Басманный суд - это Басманный суд! И комментарии тут излишни. Мосгорсуд отличался тем, что, по крайней мере, нас не обрубали на полуслове и не говорили дежурные фразу – подождите, сядьте, это мы знаем, мы слышали. Нам хотя бы давали возможность высказать свою позицию.

За Виталия Смердова с самого начала поручались люди, мнения которых авторитетны в нашей стране. Были и письма поддержки, причем несколько больших папок. Защита представляла в суд, как характеризующие материалы, огромное количество медалей, грамот, благодарственных писем в адрес ЦВ «Протек», самого Виталия Смердова. Он ничего противозаконного не совершил, а провел под стражей около 8 месяцев. Мы просили изменить нашему подзащитному меру пресечения на любую иную, не связанную с лишением свободы. Говорили мы и о денежном залоге. Защита подала кассационную жалобу в Верховный суд.

А.С.: Верховный суд в постановлении указал, что Смердову можно избрать меру пресечения в виде залога, что в последствии Мосгорсуд и сделал.

-- А сторона обвинения как-то пыталась отстоять свою позицию?

В.М. Доводы следствия были стандартны. В ходатойстве следователя было указано, что Смердов может скрыться. И будет использовать якобы имеющиеся свои связи в правоохранительных органах, с целью избежать уголовной ответственности и оказать давление на лиц проходящих по данному уголовному делу, а также свидетелей. Примечательно то, что мы несколько раз пытались сдать загранпаспорт Смердова, чтобы у следствия не возникало подозрения, что он может скрыться. Однако, следователь нам постоянно его возвращал, а в ходатайствах заявленных в суде постоянно указывал, что Смердов имеет загранпаспорт. Кроме того, с момента возбуждения уголовного дела до задержания Смердова прошло 9 месяцев и каждый здравомыслящий человек понимает, что за это время можно было оказать любое давление на участников процесса, если бы у Смердова были возможности и желание.

В.М.: Мы понимали, что у г-на Смердова есть поручительства, у него мама болеет, в это время умирал отец. Справки и поручительства мы предоставили. После того, как Мосгорсуд внял нашему ходатайству о замене меры пресечения в виде залога, мы его выплатили. Сумма -- 6 млн. руб. Деньги собирались в «Протеке». Примечательно, что до нашего случая меру пресечения в виде залога Мосгорсуд не избирал на протяжении семи лет.

-- Мосгорсуд постановил изменить меру пресечения еще 25 марта. Однако выйти из СИЗО ему удалось только 27 марта. С чем была связана задержка?

В.М.: Освобождение под залог было прецедентным случаем. Я лично ходил в бухгалтерию суда и узнавал, на какой счет нужно отправить деньги. Однако выяснилось, что они вообще не знают, куда эти деньги отправлять. Практики такой не было. Получилось, что Виталий Смердов несколько дней находясь в тюрьме ждал, пока деньги увидит у себя казначейство Минюста.

-- Виталию Смердову вменяется четыре эпизода взяток на сумму не менее 1,923 млн рублей. В чем конкретно состоит суть обвинений?

А.С.: Наш подзащитный обвиняется в даче взятки бывшему заместителю директора ФФОМСа Наталье Климовой за выделение субвенций из средств нормированного страхового запаса и страхового резерва. Обвинение квалифицировало его действия как совершение четырех самостоятельных преступлений. Следствие считает, что порядка 3-5% от суммы субвенции г-н Смердов якобы приносил Наталье Климовой. Обвинения следствия абсурдны. Дача взятки преступление достаточно простое: один человек дает – второй берет и за эти деньги что-то делает. Но получается, что взяткополучатель обвиняется в совершении одного преступления, а наш подзащитный в совершении 4 преступлений за одно и тоже. А где же логика? Самое главное, он обвиняется в даче взяток за выделение денег одним государственным органом другому государственному органу. Вопрос, что имел лично г-н Смердов с этого или фармкомпания, которую он представляет? Где мотив? Мы считаем, что органы предварительного следствия не доказали наличия мотива у г-на Смердова. Да и мотива у него быть не могло.

Полный текст интервью читайте в "ФВ" №10 от 24.03.2009г

 

    Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/virtwww/w_ms2002_b6d4a6a7/http/templates/ms2002/warp/systems/joomla/layouts/article.php on line 197